Новости
13 сентября 2017, 22:12

Готовность к школе – с точки зрения науки

Ученые Хакасского госуниверситета получили грантовую поддержку вуза на реализацию исследовательского проекта «Инновационное программное обеспечение для комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе». Комплексная диагностика школьной зрелости дает возможность прогнозировать вероятные трудности и разрабатывать индивидуальные программы эффективного сопровождения детей при подготовке к школе, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье ребенка. Решение этой проблемы позволит повысить качество обучения и создать фундамент для дальнейшего профессионального образования. Научные изыскания авторов рассчитаны на год. Одним из итогов работы станет разработка специализированной компьютерной программы и получение свидетельства о государственной регистрации.

«К каждому ребенку должен быть индивидуальный подход, его познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие, речь и другие) определяются прежде всего его биологическим развитием (физическим и моторным развитием, биологическим возрастом, степенью зрелости коры головного мозга), – отметила руководитель проекта, кандидат биологических наук, заведующая кафедрой общепрофессиональных дисциплин медико-психолого-социального института ХГУ Ольга ЧУДИНОВА. – Системная, комплексная и целенаправленная работа с детьми дошкольного возраста, а также учениками начальных классов необходима для решения важной педагогической, психологической и социальной проблемы – обеспечения равных стартовых возможностей детей».

Согласно исследованиям Института возрастной физиологии Российской академии образования 80–90% детей от 6 до 7 лет имеют различные нарушения физического здоровья, 18–20% – пограничные отклонения психического здоровья, 60% – нарушения речевого развития, 35% – несформированность зрительно-пространственного восприятия, 30% – несформированность сложно координированных движений руки и графических навыков, а более 70% детей – несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсомоторных координаций), 13% – компенсаторную леворукость, сопряженную с нарушением речевого развития, и 25% – замедленный темп деятельности.

– Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием сегодня особенно актуальна, – поясняет автор. – В последние годы на фоне интенсивного обучения, внедрения новых усложненных программ и технологий, создания инновационных учреждений значительно увеличилось количество детей, неспособных справиться с учебной нагрузкой и успешно адаптироваться к школьной жизни. С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная деятельность, большой объем новой информации, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требует значительного напряжения умственных и физических сил. Не всегда организм оказывается готов к такой нагрузке.

Успешное решение задач развития личности и сохранения здоровья ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько учитывается уровень его подготовки к школе. Причем во всех исследованиях (физиологических, психологических, педагогических) выявлен тот факт, что более продуктивными они будут только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

– Ольга Владимировна, как возникла идея проведения подобного рода исследований?

– Интерес к данной проблеме возник еще при выполнении диссертационного исследования, посвященного изучению сенсорного обеспечения коммуникативного поведения в онтогенезе. Исследуя роль зрения, слуха, тактильной чувствительности в коммуникациях детей дошкольного возраста, необходимо было определить физическое, сенсорное, моторное развитие детей, а также биологический возраст и его соответствие календарному. Причем не только у обычных детей, но и с различными сенсорными нарушениями (зрения, слуха). Данные исследования показали, что биологический возраст детей, то есть возраст биологического развития, перед школой может отставать от календарного. И как показывала практика, такие ребята, а также дети, имеющие нарушения физического, моторного, сенсомоторного, психофизиологического развития, с началом школьного обучения испытывали множество трудностей.

– В чем заключается практическая значимость проекта?

– Комплексная (физиологическая, психофизиологическая) диагностика готовности ребенка к обучению в школе позволит предупредить физиологическую и психологическую дезадаптацию детей в связи с началом систематического школьного обучения, сохранив при этом их физическое и психическое здоровье. Следовательно, повысить качество обучения в общеобразовательной школе и создать условия для дальнейшего профессионального образования.

Таким образом, программное обеспечение для комплексной диагностики готовности детей к школе может использоваться в образовательных учреждениях разного уровня:

— в дошкольных образовательных учреждениях – педагогами, психологами, медицинскими работниками для оценки готовности выпускника ДОУ к дальнейшему обучению в школе;

— в общеобразовательных учреждениях – учителем, психологами, медицинскими работниками для профилактики школьных трудностей и контроля физического развития детей;

— в детских развивающих центрах для оценки школьной зрелости ребенка.

– Что такое школьная зрелость, или готовность ребенка к обучению в школе?

– Готовность к обучению в школе – это многофакторная характеристика развития ребенка, которая должна быть интегральной, то есть включать все стороны его развития ? социальные, психологические и физиологические, в том числе как слабые, так и сильные.

Комплексная диагностика разрабатываемой нами компьютерной программы включает оценку физического развития, биологического возраста и соответствия его календарному возрасту, моторного, познавательного (внимания, памяти, зрительно-пространственного восприятия, мышления, речи, организации произвольной деятельности), социально-коммуникативного и эмоционального развития. Кроме того, такие аспекты, как оценка состояния здоровья, личностного и художественно-эстетического развития, планируется в перспективе также оценивать компьютеризированным способом.

Школьная зрелость – это тот уровень морфофизиологического и психофизиологического развития, при котором требования систематического обучения не являются чрезмерными и не приводят к нарушению здоровья, а также физиологической и психологической дезадаптации и снижению успешности обучения. Даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей часто болеющие, физически ослабленные дети испытывают трудности в обучении. В возрасте 5–7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем организма. К началу школьного обучения эта перестройка еще не окончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое и психофизиологическое развитие. Таким образом, физиологическая готовность в значительной степени обусловливает остальные аспекты школьной зрелости: специальную и психологическую готовность – развитие школьно-необходимых функций.

Специальная готовность включает умения и навыки, которые необходимы для освоения чтения, письма и счета. Формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте при правильно организованном обучении на базе игровой деятельности вполне возможно у многих детей, но не у всех. Критическим для интенсификации обучения письменной речи является созревание коры больших полушарий. Если у дошкольника к моменту начала освоения этих навыков кортикальные области не достигли необходимой зрелости, то обучение будет неэффективным и может отвратить ребенка от учения вообще. В связи с этим чрезвычайно важна диагностика степени развития моторных, сенсорных и сенсомоторных функций у части детей, относящихся к ретардантам, то есть развивающихся замедленно по сравнению с остальными детьми.

Психологическая готовность включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую сферы. Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый уровень развития основных психических процессов (достаточную точность и тонкость восприятия сенсорной информации; хорошую сенсомоторную координацию и двигательную ловкость; способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, что является основой аналитического мышления; хорошо развитую произвольную память с ослаблением роли ее механической формы; достаточное развитие мелкой моторики руки; овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха; начальное овладение символическими операциями; зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей его способность тратить усилия для получения новых знаний). Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а также способность произвольного управления своим поведением.

– Планируете ли вы в перспективе еще подобные интересные исследовательские проекты или же продолжите работу в этом направлении?

– Представляет интерес исследование региональных этнических, возрастных, половых особенностей готовности детей к школьному обучению. В дальнейшем планируется создание Центра по предшкольной подготовке детей на базе ХГУ им. Н.Ф. Катанова с целью комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе, разработки и осуществления индивидуальных программ по предшкольной подготовке, физиолого-психологического сопровождения предшкольной подготовки, профилактики и коррекции школьных трудностей с участием физиолога, психолога, педагога дошкольного образования, педиатра и детского невролога.

– Как, по вашему мнению, лучше всего можно подготовить ребенка к школе?

– Варианты подготовки детей к школе могут быть разнообразными – в дошкольных образовательных учреждениях, в детских центрах, в виде индивидуальных занятий, что зависит от социально-экономических условий, возможностей родителей получить квалифицированную консультативную помощь, квалификации специалистов, ведущих подготовку детей в учреждениях образования. Главное ? индивидуальная подготовка к школе должна быть направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно-значимых функций.

– Ваши напутствия детям и родителям нашего города…

– Занятия с ребенком – это не обучение его письму, чтению, математике, а комплексная система индивидуального развития. Для разработки такой системы необходимо знать уровень психофизиологического развития ребенка. Важно помнить слова Л.С. Выготского: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться».

Инга ТАЛАХАДЗЕ

газета "Абакан" Инга Талахадзе интервью образование Ольга Чудинова
comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg